18 февраля 2019, 22:14
Этот пост назревал давно, а его содержание во многом продиктовано дискуссиями, которые нередко возникают в комментариях, спорах потребителей, а также торговых залах. В представлении большинства, понятие Hi-Fi для аудиоаппаратуры означает некий абстрактный высокий класс техники. Это представление о высоком качестве или классе редко коррелирует с конкретными спецификациями, техническими значениями и стандартами. Некоторые производители аудиотехники, часто намеренно, отказываются использовать термин "Hi-Fi" при позиционировании своих продуктов. Иные напротив, стремятся почаще упоминать о том, что то или иное устройство относится к Hi-Fi. Под катом я расскажу об истории термина, о том, что сегодня имеет право именоваться "Hi-Fi" в соответствии с признанными стандартами, почему производители открещиваются от него. Немного истории
Подавляющему большинству известно, что "Hi-Fi" — есть сокращение от High Fidelity — т.е. высокая верность. Подразумевается высокая верность воспроизведения. Таким образом, мы можем условно понимать под Hi-Fi-аппаратурой некий класс устройств, верность воспроизведения у которых выше, чем у … выше, чем у абстрактного большинства других. Само явление старше, чем термин, так как почти всегда были устройства немного качественнее и немного хуже. На заре появления аудиозаписей и аппаратуры для их воспроизведения определить, где выше верность, было сложно, но в 1925-м году случилось второе по значимости после появления фонографа Эдисона событие. Запись звука стала электрической. Можно сказать, что именно тогда появился первый Hi-Fi. Дело в том, что записи, сделанные при помощи электрического рекордера, отличались более высоким качеством, нежели записанные при помощи механических фонографов, что уже можно считать поводом разделить устройства на классы. Таким образом, годом рождения хайфая можно считать 1924-й, когда компанией Bell Telephone Laboratories была разработана запись с применением примитивного угольного микрофона, лампового усилителя и электромеханического рекордера. В то время основным техническим параметром, которым определялась верность воспроизведения, считался частотный диапазон. Уже к 1929-му году у электромеханических устройств он достиг значений 50 – 6000 Гц, а к середине 30-х вышел за границы 30 – 8000 Гц. Постепенно снижался уровень искажений и увеличивался динамический диапазон записей. Новые качественные характеристики записи требовали новых возможностей от звуковоспроизводящей аппаратуры. Наиболее распространённым носителем звука в те годы были грампластинки, благодаря появлению электрофонов в начале 30-х удалось добиться их качественного воспроизведения. Появились новые головки типа ММ (moving magnet). Приблизительно в это же время начинает активно разрабатываться, а в Германии даже внедряться магнитная запись звука. В 30-е годы существенные изменения затрагивают и излучатели звука, особенно активно ведутся разработки в области электродинамических драйверов. И вот, в 1932-м году производителем динамиков, в которых использовался постоянный магнит, инженером Хартлеем впервые применяется термин "Hi-Fi (High Fidelity), подразумевающий высокую верность воспроизведения. Очевидно, что автор не думал, что его маркетинговый ход станет не только повсеместно употребляемым клише, означающим качество, но и стандартом, его гарантирующим. Время шло, качество аппаратуры росло, и к концу сороковых термин постепенно стали использовать в рекламе различных Британских и Американских компаний, а также в СМИ. Этот период совпал с очередным скачком в развитии верности звуковоспроизведения и пришелся на конец 40-х — начало 50-х:- разработаны и серийно выпущены первые виниловые пластинки Long Play (LP) 33 об/мин и электрофоны для их прослушивания;
- началось массовое производство катушечных магнитофонов с лентой;
- стартовал серийный выпуск динамических громкоговорителей;
- были усовершенствованы конструкции ламповых усилителей;
- появилось FM-радио, началось вещание в УКВ диапазоне, что гарантировало меньше помех и более широкую полосу пропускания.
Hi-Fi как стандарт
Первой и пока единственной успешной попыткой определить верность воспроизведения стал DIN45500 — стандарт, выпущенный Немецким институтом стандартизации (Deutsches Institut für Normung). Критериями нового эталона для звуковоспроизводящей аппаратуры стали:- неравномерности амплитудно-частотной характеристики (АЧХдБ);
- диапазон воспроизводимых частот;
- коэффициент нелинейных искажений или коэффициент гармоник (КНИ или Кг, %);
- отношение сигнала к уровню шумов (сигнал/шум, дБ).
- Нелинейность АЧХ относительно среднего уровня звукового давления в диапазоне воспроизводимых частот 100—4000 Гц, дБ — ± 4 дБ (+4/-8 дБ);
- Коэффициент нелинейных искажений на воспроизводимых частотах 250—1000 Гц (2000 Гц), не более — 1%;
- Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
- Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1%.
- Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (также вне этой полосы при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3%;
- Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;
- Полоса воспроизводимых частот, 30 Гц — 15 000 Гц (выше границу получить сложно, ввиду необходимости подавления пилот-тона 19 кГц);
- Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 кГц, не более — 0,5%;
- Различие параметров каналов в полосе 250—6300 Гц, не более — 3 дБ;
- Переходные помехи на частотах 250—6300 Гц (6300—15000 Гц), не более — 26 дБ (15 дБ).