Требуется подзарядка: кому нужны российские литий-...
Требуется подзарядка: кому нужны российские литий-ионные аккумуляторы
25 февраля 2020, 16:42
Требуется подзарядка: кому нужны российские литий-ионные аккумуляторы
21 февраля 2020 Автор: Елена Полтавская / Фото: пресс-службы "Лиотех"
Почему на современные отечественные накопители энергии увеличился спрос
Российский рынок систем накопления энергии может достигнуть 100 млрд рублей к 2025 году, рассказали в РОСНАНО. Он активно развивается, но еще не успевает за мировым. Надежды возлагают на собственное производство литий-ионных аккумуляторов, которые в ряде случаев должны заменить устаревшие свинцово-кислотные. Они надежнее, дольше служат и занимают меньше места. В России спрос на современные батареи питания только начал формироваться. Что это значит для отрасли — в материале "Известий".
Резервное питание
Литий-ионные аккумуляторы широко используются в электромобилях, а также бытовой и оргтехнике — телефонах, ноутбуках, цифровых фотоаппаратах и видеокамерах. Но в ряде областей — специальный транспорт, энергетика — свинцово-кислотные батареи все еще очень распространены, несмотря на целый ряд недостатков, которых нет у литий-ионных. От свинцовых они отличаются несколькими параметрами. Во-первых, более емкие, во-вторых, могут выполнять больше циклов заряда и разряда, в-третьих, служат в 5–7 раз дольше. Их не надо обслуживать. К тому же им не мешают колебания температуры. Несмотря на все преимущества литий-ионных аккумуляторов, свинцово-кислотные батареи продолжают активно применять во многих отраслях. Они как минимум дешевле. "Основная проблема, с которой сталкиваются в России производители литий-ионных аккумуляторов, — это экономическая. Они пока слишком дороги для выгодного их применения в большинстве сфер. А также психологическая — страх потенциальных покупателей перед новыми технологиями. Очевидным решением является появление быстрых побед — пилотных проектов применения литий-ионных накопителей, которые реализуют потребители-инноваторы и крупные игроки энергетического рынка", — отметил директор инфраструктурного центра "Энерджинет" Дмитрий Холкин. Изменения уже происходят: все больше российских компаний выбирают литий. Один из рынков, где современные аккумуляторы могут в ближайшее время полностью вытеснить устаревшие, — источники бесперебойного питания (ИБП). По оценкам аналитиков, объем этого сегмента к 2025 году может составить 12 млрд рублей. В середине февраля новосибирский "Лиотех" — крупнейший в России производитель литий-ионных аккумуляторов, портфельное предприятие РОСНАНО — завершил несколько крупных проектов. Он обеспечил "бесперебойниками" бизнес-центр "Принципал Плаза" (суммарная емкость 240 кВт·ч) и компанию "Полиметалл" (120 кВт·ч). Кроме того, "Лиотех" будет участвовать в поставке источников бесперебойного питания на литий-ионных аккумуляторах в центры обработки данных ПАО "Сбербанк". Ранее компания уже установила источник бесперебойного питания на литий-ионных аккумуляторах на Белорусском вокзале в Москве. Сейчас рассматривается возможность масштабирования этого опыта на других вокзалах и станциях страны.
Энергия солнца
Еще одна отрасль, нуждающаяся в литий-ионных батареях, — предприятия энергетики, в первую очередь возобновляемой. "Лиотех" произвел аккумуляторы суммарной емкостью 710 кВт·ч для двух гибридных солнечно-дизельных электростанций в Республике Тыва, в селах Мугур-Аксы и Кызыл-Хая. Система позволила круглосуточно снабжать электроэнергией два удаленных населенных пункта региона, в которых проживает 7 тыс. человек. Затраты на дизельное топливо снизилось на 30% — предприятия могут экономить 30 млн рублей за год. Накопители энергии позволяют восполнить неравномерность выработки альтернативной генерации. Это обеспечивает стабильно высокое качество электричества. В дневные часы, когда люди не включают свет, энергия сохраняется для использования в темное время или ненастную погоду. Компания планирует и более масштабные проекты в возобновляемой энергетике. "Спрос на литий-ионные аккумуляторы в России, по нашей оценке, будет достаточно быстро расти в связи с тем, что снижение их стоимости по мере развития технологий и масштабирования производства будет приводить к росту числа сфер эффективного их использования. Стоит ожидать взрывного роста применения накопителей энергии на стороне потребителей и распределительных сетей", — пояснил Дмитрий Холкин.
Уголь на накопителях
Еще один значимый сегмент — аккумуляторы для транспорта. Сегодня с новосибирскими батареями ездят уже более 200 электробусов и троллейбусов в 17 городах России. Но ими дело не ограничивается. В прошлом году успешно завершились испытания шахтного электровоза с накопителями "Лиотеха" на одном из рудников "Алросы". Эти машины перевозят уголь и горную породу, тяжелую и высоковязкую нефть, материалы и оборудование. Другие игроки горнодобывающей промышленности тоже рассматривают возможность перевода техники на электротягу. Кроме того, они рассчитывают заменить свинцово-кислотные и щелочные батареи существующих электровозов на литий-ионные. В шахтах современные аккумуляторы позволяют экономить на вентиляции. К тому же они безопаснее — не выделяют газов в процессе работы.
Экологичные локомотивы и суда
Производители поездов тоже задумываются об использовании литий-ионных накопителей. В 2019 году РОСНАНО, РЖД и "Трансмашхолдинг" подписали соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с гибридным приводом на базе отечественных батарей. Такие машины хотят использовать для пассажирских перевозок в крупных городах и курортных зонах. В августе 2019-го был представлен прототип локомотива с аккумуляторами "Лиотеха". Кроме того, новосибирские батареи планируют установить на пилотном участке Волховстрой–Бабаево Октябрьской железной дороги. По нему в том числе перевозят уголь из Кузбасса в Усть-Лугу. Это часть более крупного проекта по повышению эффективности железнодорожного транспорта за счет новых накопителей энергии. Соглашение об этом было подписано в июне 2019-го между РОСНАНО, РЖД и "Русэнергосбытом". О возможности использовать литий-ионные аккумуляторы думают и в метрополитене. Оснащение поездов резервными батареями позволит им продолжить движение в случае падения напряжения в контактной сети или даже полного отключения электричества. Потенциал использования продукции "Лиотеха" есть и в водном транспорте. Планируется, что в текущем году в Санкт-Петербурге будет спущен на воду первый корабль на электрической тяге.
Дождались
Спрос на литий-ионные аккумуляторы возник не сразу. РОСНАНО запустило "Лиотех" в 2011 году, а на полную мощность он должен был выйти в 2013-м. Однако найти достаточное количество покупателей на продукцию компании не удалось. В 2016-м началась процедура банкротства компании. Но реструктуризация бизнеса, поиск новых рыночных ниш и расширение ассортимента позволили "Лиотеху" выровнять финансовое положение. В итоге кредиторы согласились на мировое соглашение. Теперь в планах на 2020-й — завершение первого этапа модернизации завода. Уже в ближайшее время "Лиотех" начнет серийные продажи новой продукции — компактных и более энергоемких литий-ионных ячеек в алюминиевом корпусе. В компании отмечают, что они востребованы у производителей электротранспорта и погрузочной техники. В 2020-м "Лиотех" планирует нарастить выручку до 600 млн рублей. В 2019-м она составила 400 млн рублей.