Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия
26 сентября 2020, 06:29
Почему музыка так на нас влияет? Кто лучше ответит на этот вопрос — музыкант или нейробиолог? Книгу "Музыка и мозг" написали в соавторстве два норвежца — они оба профессиональные неврологи и профессора музыки, так что тут практически бинго. Вряд ли вам удастся найти другую книгу, в которой настолько подробно были бы раскрыты темы музыки, гармонии и дисгармонии, пути звуков через ухо и слуховую кору к многочисленным отделам мозга, которые определяют, как мы воспринимаем музыку и как реагируем на нее.

Оценка "Биомолекулы"

Качество и достоверность: 8/10

(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 7/10

(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 9/10

(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: музыкантам, интересующимся нейробиологией, нейробиологам, интересующимся музыкой, людям, которые интересуются устройством мира музыки и нейробиологии :-)

Мозг — модная тема в современной нон-фикшн литературе. Прорывы в технологиях исследований за последние десятилетия позволили проникнуть вглубь мозга и увидеть те процессы, которые происходят с нами в самых разнообразных ситуациях. Благодаря этому ученые могут исследовать не только те процессы в мозге, которые роднят нас с животными, но и изучать, как проявляются в мозге чисто человеческие явления, такие как речь, абстрактное мышление или способность наслаждаться музыкой (хотя животным музыкальность тоже не чужда, только человек способен делать это сознательно, создав для этого огромную и разнообразную музыкальную индустрию).

Эта обстоятельная книга посвящена тому, как восприятие звуков в мозге влияет на музыку и как музыка влияет на процессы, происходящие в мозге, и включает в себя три раздела. Первый раздел рассказывает об эволюционной природе человеческой музыкальности и о том, когда и как появилась музыка. Авторы описывают, что мозг делает с музыкой, начиная с того, какие превращения происходят со звуковыми волнами, когда они попадают в ухо, проходят через структуры во внутреннем ухе, преобразуются в электрические волны и отправляются по слуховым нервам к стволу мозга и далее в отделы слуховой коры.

Вдобавок оказалось, что продолжительные занятия музыкой и разные способы ее слушать заставляют нас обрабатывать музыку чуть по-другому. Например, у большинства, как мы уже говорили, высоту тона анализирует зона слуха правого полушария, а у многих музыкантов часть этих функций берет на себя левое полушарие. Неизвестно, снижается ли при этом активность с правой стороны — возможно, лишь возрастает активность левого полушария. Однако индивидуальные различия и разный уровень музыкальной подготовки приводят к тому, что результаты у разных испытуемых различаются довольно сильно и их сложно истолковать.

В целом большинство исследователей соглашается с тем, что высоту тона, тембр и гармонию главным образом анализируют некоторые отделы височной доли и слуховая зона правого полушария (у нее есть своего рода пристрастие к пространственным явлениям и анализу), в то время как левое полушарие работает при сборе информации во времени, объединяя ноты в мелодии и ритмы, а также анализируя протяженные гармонии и структуры.

Кроме того, в книге рассказывается, из чего состоит музыка и разбираются основы музыкальной теории: как музыкальные инструменты порождают звуковые волны, что такое тоны и обертоны, в чем особенности "глубоких" и "плоских" звуков, почему одни сочетания мы воспринимаем как приятные и гармоничные, а другие — раздражающие или тревожные. Здесь же авторы описывают, каким образом мелодии влияют на наши эмоции, как мы узнаём знакомые ритмы и оцениваем незнакомые нам музыкальные стили.

Некоторые фрагменты текста книги рассчитаны на достаточно подготовленных читателей, или, по крайней мере, интересующихся темами музыки и нейробиологии. Без определенного кругозора и знания терминов понять объяснения авторов может быть непросто:

Квинтовый круг, разумеется, нельзя назвать абсолютно полным, а кроме того, есть традиции с бóльшим и меньшим количеством тонов (например, в индийских мелодических системах интервалы могут составлять четверть тона). Но принцип тем не менее остается неизменным: мозг склонен классифицировать тоны точно в соответствии с частотой колебаний. Поэтому мы можем смириться с тонами, которые звучат не совсем точно. И именно на этом принципе основана современная "темперированная" гамма, состоящая из 12 полутонов. Они не соответствуют тем частотам, которые мы получим, если выстроим тоны согласно принципам Пифагора. По законам физики квинтовый круг является "восходящим не полностью". Если пройти его целиком, то, например, ноты ми-бемоль и фа или ре-диез и ми-бемоль не будут иметь один и тот же тон. Возникшая разница в числе колебаний составит примерно четверть полутона. Это явление еще называют пифагоровой коммой. Именно из-за него мелодия звучит по-разному в разных тональностях и зазвучит фальшиво при переходе в другую тональность, если использовать натуральный звукоряд.

Раньше, до появления темперированной гаммы, это накладывало большие ограничения на правила построения музыкального произведения. Проблему решали по-разному. В какой-то момент, например, пользовались клавиатурой, в каждой октаве которой было 24 клавиши, и на ней можно было сыграть чисто в любой тональности. Не очень-то удобный метод!

В этом же разделе авторы объясняют, каким образом возникают слуховые иллюзии. Наверное, текстовый формат не совсем подходит для того, чтобы показать читателю удивительный мир нот и мелодий: в темах, посвященных устройству мира звуков, очень не хватает самих звуков — это тот самый уникальный случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть (точнее, прочитать).

Если два тона верхнего регистра находятся так близко друг к другу, что мозг не различает их, возникает еще одно явление — интерференция. Сыграйте два расположенных близко друг к другу чистых тона, например с частотой 1000 и 1004 Гц. Вы услышите расположенный между ними "средний" тон с частотой 1002 Гц, но с отчетливой "пульсацией", или "колебанием", в 4 Гц — как если бы мы увеличивали и уменьшали громкость звука четыре раза в секунду. Такое можно услышать на концертах: на пикколо-флейте, например, очень сложно играть абсолютно чисто. Если два флейтиста хотя бы незначительно не попадают в унисон, мы почувствуем, что сила тона меняется и тон "колеблется". Обратите на это внимание, если вдруг услышите оркестр янычар с семью медными трубами!

Второй раздел книги рассказывает о том, как музыка влияет на формирование мозга: какой след оставляют занятия музыкой в строении мозга профессиональных музыкантов, как под воздействием музыки меняются слуховые отделы, как происходит координация с зонами, отвечающими за зрительное восприятие (чтение нот), восприятие времени (ритм и темп мелодии), движение и координацию мелкой моторики (для игры на музыкальном инструменте). Здесь же авторы рассуждают о том, что представляет собой музыкальный талант и как занятия музыкой влияют на личностные качества и способности человека в других сферах деятельности. Последний раздел посвящен музыкальной терапии и рассказывает о результатах научных исследований влияния музыки на различные состояния.

Истории жизни Шумана и других людей искусства со схожими заболеваниями вызывают дискуссии — есть ли связь между музыкой и биполярным расстройством? В 2018 году британцы провели исследование, в котором участвовали 102 музыканта, представляющие различные жанры и стили. Выяснилось, что у 14% из них имеются симптомы биполярного расстройства, что в четыре раза превышает средние показатели по населению. Схожие исследования выявили подобные связи между биполярностью и креативными способностями у представителей других творческих профессий, однако точных числовых данных нет. Но можно с уверенностью сказать одно: если связь действительно есть, то не только у музыкантов.

Но между биполярностью и музыкой, вероятно, есть и другая связь. В 2013 году ученые сравнили 50 людей с биполярным расстройством с контрольной группой, в которой также было 50 человек, и изучили склонность к формированию зависимости. Люди с биполярным расстройством гораздо чаще сообщали о наличии зависимости от музыки — и от курения (!), — но не от алкоголя и наркотических веществ. При этом другие исследования показали, что при биполярном расстройстве громкая музыка вызывает эпизоды мании, но не депрессии. Итак, между биполярным расстройством и музыкой действительно есть связь, но подробно она еще не изучена. Насколько нам известно, эффективность музыки при лечении биполярного расстройства не исследовалась.

Из этой книги читатель может почерпнуть множество сведений о том, что такое музыка с точки зрения мозга, как человек создает музыку, воспринимает ее и меняется под ее влиянием. Пожалуй, у неё есть одно слабое место: темперамент рассказчиков может показаться читателям излишне спокойным — размеренные и детальные объяснения не будоражат эмоций и не дразнят любопытство читателя. Видно, что авторы любят предмет, о котором пишут, но их не удивляют те явления, которые составляют содержание книги. Поэтому они, вероятно, думают, что эти явления не удивят и читателя — хотя, по большому счету, в том, насколько мелодии могут повлиять на настроение, принятие решений и даже здоровье человека, кроется множество всего удивительного.
biomolecula.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024