SciNat за июль 2020 #1: изменения климата, новый препарат против ВИЧ и размножение SARS-CoV-2 в кишечнике
05 июля 2020, 06:56
В новых номерах авторитетных научных журналов вышло сразу несколько статей, посвященных особенностям иммунитета. Кроме того, на этой неделе вы узнаете о том, как изменения климата и вырубка лесов влияют на окружающий мир, о новом перспективном препарате для лечения ВИЧ-инфекции, а также об особенностях репликации SARS-CoV-2 в кишечнике.

Nature #583 (7814) + онлайны: гены первичных иммунодефицитов, вырубка лесов и новый препарат против ВИЧ

• Экология. Леса — часть экосистемы, которая очень важна для существования всего живого на планете. В Евросоюзе они составляют около 38% от общей площади суши. Систематизировав данные со спутников, авторы смогли выяснить, что площадь убранных с 2015 года лесов увеличилась на 34% в сравнении с предыдущей пятилеткой. —   Abrupt increase in harvested forest area over Europe after 2015.
  • Нейробиология. Известно, что гемато-энцефалический барьер обладает низкой проницаемостью. Однако в исследовании было установлено, что с возрастом он становится более проницаемым для белков крови. Эти данные дают понимание о механизме возникновения возрастной дисфункции гемато-энцефалического барьера и могут способствовать облегчению транспорта лекарственных молекул в головной мозг. —   Physiological blood—brain transport is impaired with age by a shift in transcytosis.
  • Вирусология. Антиретровирусные препараты не только улучшают качество жизни тысяч людей по всему миру, но и минимизируют случаи заражения. Ученые всего мира работают над синтезом препаратов длительного действия. В статье авторы описывают небольшую молекулу GS-6207, которая способствует нарушению функции капсидного белка ВИЧ и, вероятно, длительно действует за счет низкого системного клиренса in vivo и медленного всасывания при подкожной инъекции, а также обладает высокой эффективностью. —   Clinical targeting of HIV capsid protein with a long-acting small molecule.
  • Иммунология. Известно, что иммунные функции способны выполнять не только клетки, происходящие из миелоидных и лимфоидных предшественников. В двенадцати органах мышей авторы исследуют функции трех типов структурных клеток: эпителиальных, эндотелиальных и фибробластов. Им удалось выявить сложную активность генов, активирующих иммунные механизмы в структурных клетках, а также идентифицировать их эпигенетически кодируемый иммунный потенциал. —   Structural cells are key regulators of organ-specific immune responses.
  • Иммунология. Первичные иммунодефициты (ПИД) — это группа заболеваний, которые сложно выявить и еще сложнее излечить. Первичная генетическая диагностика спорадических случаев достаточно затруднена. Чтобы расширить знания о генетической природе этих заболеваний, авторы секвенировали геномы 1318 человек и выявили несколько ранее неизвестных генов, которые, возможно, ассоциированы с ПИД. —  Whole-genome sequencing of a sporadic primary immunodeficiency cohort.

Science #369 (6499) + онлайны: изменения климата, ранняя диагностика рака и размножение SARS-CoV-2 в кишечнике

• Молекулярка. В эукариотических клетках гистоны представляют собой элементы, необходимые для упаковки ДНК. Кроме того, они имеют участок, связывающий медь, биологическая значимость которого неизвестна. Авторы обнаружили, что тетрамер гистонов Н3-Н4 представляет собой фермент оксидоредуктазу, обеспечивающий восстановление ионов меди, что делает их пригодными для различных клеточных процессов. —   The histone H3-H4 tetramer is a copper reductase enzyme ; The secret life of histones.
  • Экология. В исследованиях всё чаще поднимается вопрос адаптации различных организмов к изменениям климата. Ученые провели метаанализ адаптации к изменениям температуры различных видов рыб и выяснили, что эмбрионы и взрослые рыбы в период размножения гораздо сильнее восприимчивы к переменам температуры, чем рыбы других возрастных периодов. —  Thermal bottlenecks in the life cycle define climate vulnerability of fish ; When do fish succumb to heat?
  • Онкология. Онкологические заболевания, выявленные на ранних стадиях, лечатся гораздо успешнее остальных, а молекулярная диагностика рака при помощи анализов крови позволяет выявить больных. Авторы включили исследование крови в программу диспансеризации 10000 женщин, не имеющих рака молочной железы. За год при помощи анализа крови удалось выявить 26 видов различных онкологических заболеваний, а сочетание с проведением ПЭТ-КТ позволило избавиться хирургическим путем от 9 из них. —   Feasibility of blood testing combined with PET-CT to screen for cancer and guide intervention.
  • Вирусология. Уже больше полугода ученые всего мира занимаются исследованием SARS-CoV-2. На этот раз оказалось, что вирус способен инфицировать эпителиальные клетки кишечника и реплицироваться в них, что приводит к образованию большого числа вирусных частиц в кишечнике. —  SARS-CoV-2 productively infects human gut enterocytes.
  • Микробиология. Бактериальные биопленки являются большой медицинской проблемой, поскольку они защищают отдельные клетки микроорганизмов от воздействия антибиотиков. В статье авторы описывают динамику развития биопленок Vibrio Cholerae. —   Cell position fates and collective fountain flow in bacterial biofilms revealed by light-sheet microscopy.